пятница, 26 июля 2013 г.

Церковь Яна Непомуцкого на Зеленой горе

Паломническая церковь св.Яна Непомуцкого. Фото с сайта www.czechtourism.com



                         
                                 Просмотреть увеличенную карту


Церковь эта – не только храм и место паломничества. Это зашифрованная и воплощенная в камне легенда о святом Яне Непомуцком, в честь которого она была возведена, плод амбиций одного аббата и гения одного архитектора.

История постройки


Когда в 1719 году в Праге был вскрыт гроб с мощами Яна Непомуцкого, все присутствовавшие были поражены тем, что в черепной коробке покойника сохранился язык. Весть о чуде очень быстро распространилась по Чехии и за ее пределами. Узнал о чуде и аббат цистерцианского монастыря в Ждяре-над-Сазавой Вацлав Веймлува. Аббат был большим почитателем Яна. Известие о находке окончательно сподвигло его воплотить в жизнь свою амбициозную идею – построить храм в память о будущем святом.

Для воплощения идеи нужен был неординарный мастер, и такой в Чехии был. Конечно же, речь о Яне-Блажее Сантини, который в это время уже строил и для цистерцианцев в Пласах и для бенедиктинцев в Кладрубах.

Веймлува подал идею, Сантини ее подхватил, но, как всегда по-своему, ломая рамки стиля и разрушая стереотипы мышления.

Вид на церковь с южной стороны.
Фото с сайта www.foto.mapy.cz

Аббатом было выбрано место на горе, неподалеку от монастыря, которое тогда называлось Черным лесом. Лес был вырублен и 16 мая 1720 года, в торжественной обстановке, был заложен первый камень в основание будущего храма. Строительство велось рекордными темпами – основная стройка была завершена уже через год.
22 сентября 1722 года церковь была освящена, но работы по благоустройству и украшению храма продолжались. Работами по постройке часовен и галерей вокруг клуатра руководил архитектор Франтишек Бенедикт Кличник, ставший впоследствии известным благодаря перестройке собора святых Петра и Павла в Брно. Полностью все работы в храмовом комплексе были завершены лишь в 1740 году.

Код Сантини


Церковь святого Яна Непомуцкого задумана была, прежде всего, как паломнический, а не приходской храм. Она должна была стать не только местом для богослужений, но и местом, где могли бы разместиться все, пришедшие поклониться памяти Яна.
Перед Сантини стояла нелегкая задача – совместить функциональность храмового комплекса с целой системой ссылок и образов так, чтобы каждый, пришедший в этот храм, понимал, в чью честь и кем он был возведен.
Для того, чтобы разгадать код мастера Сантини, необходимо вспомнить легенду о святом Яне Непомуцком, в особенности - обстоятельства его смерти.

Если посмотреть сверху, можно увидеть, что церковь представляет собой пятиконечную звезду.

Вид на храмовый комплекс с высоты птичьего полета.
Фото с сайта www.foto.mapy.cz

Помните? Пять звезд над Влтавой, tacui – пять букв. Число «5» повторяется несколько раз: пять часовен вокруг церкви, пять ворот в клуатр, пять алтарей, пять колоколов, пять статуй святого…

Если войти в храм и посмотреть вверх, то можно увидеть, что свод купола венчает красный язык. Скорее всего, этого языка не было в первоначальном проекте. Он появился после приобретения монастырем частицы мощей Яна Непомуцкого – лингулы, костной подъязычной пластины. Отныне эта частица должна была храниться в новом храме, а Сантини отреагировал таким образом на ее приобретение, подчеркнув роль возводимой им церкви и как реликвария.

Свод купола храма. В центре-язык, как символ молчания Яна Непомуцкого.
Фото с сайта www.zelena-hora.eu

Церковь просто наполнена символами. Окна храма выполнены в трех формах. В форме языка, отсылая нас к Яну, в форме епископской митры, намекая на аббата Веймлуву, автора идеи, и в форме треугольника, символа Святой Троицы.

Основные детали кода Сантини: язык св. Яна, аббатская митра, Святая Троица и бенедиктинская звезда.
Фото с сайта www.santini.cz

Во внутренней отделке храма повсеместно присутствуют звезды. Шестиконечные – символ самого Христа или изображение Вифлеемской звезды, пятиконечные – в упоминание о Яне Непомуцком, восьмиконечные – один из символов цистерцианского ордена.
Позднее некоторые знатоки говорили, что шестиконечные звезды – ничто иное, как дань увлечения Веймлувы и Сантини каббалой, широко распространенного в 18 веке. Трудно утверждать обратное, эту тайну аббат и архитектор унесли с собой в могилу.

Алтарь – центральную и важнейшую часть храма – проектировал лично  Сантини. Фон алтаря создает богато украшенный и собранный на карнизе балдахин. Центральной скульптурой является статуя св. Яна Непомуцкого, стоящего на Земном шаре. При взгляде на святого кажется, что он поднимается вверх.

Верхняя часть алтаря.Фото с сайта www.foto.mapy.cz

Пять восьмиконечных цистерцианских звезд на Земном шаре олицетворяют пять континентов, на которых распространялось христианство. Над головой святого размещаются трое маленьких ангелов, из которых один держит в руке ключ, а второй печать, что можно опять же воспринимать как символ молчания святого.

Нелегкая судьба


Церковь на Зеленой горе очень быстро стала одним из самых посещаемых паломнических мест в Чехии. Представляется, что причиной тому стали как популярность Яна Непомуцкого в народе, так и мастерство архитектора, воплотившего память о нем в камне и символах.

"Немецкая" часовня, в которой службы проводились на немецком языке.
Фото с сайтa www.foto.mapy.cz

Переворот в судьбе церкви произошел в 1784 году, когда 16 июля, через 44 года после завершения строительства, там произошел пожар, оставивший без крыш весь храмовый комплекс.

В результате реформ императора Иосифа II цистерцианская обитель у Зеленой горы была упразднена, церковь Яна Непомуцкого закрыта, а все ценное имущество и святыни были описаны и вывезены.

В 1791 году жители Ждяра начали ходатайствовать о ремонте храма и его открытии, на что власти дали свое согласие при условии, что церковь более не будет служить паломническим целям и к ней будет перенесено кладбище, которого, однако, не было в первоначальном плане. Именно тогда у стен храма стали появляться могилы. В 1792 году храм вновь обрел крышу и там начался ремонт, а в 1800 году он вновь открылся для мессы. Работы по восстановлению шли очень медленно и продолжались 70 лет, но уже к 1890-м годам храм снова ветшает и вновь требует ремонта. На деньги, выделенные государством, начат новый ремонт, который затянулся до 1903 года.

Следовавшие затем и чередовавшиеся смены власти и войны и вовсе оставили церковь без попечения, пока в 1953 году власти Чехословакии не объявили ее памятником архитектуры, подлежащем охране. На протяжении 1970 – 80-х годов в храмовом комплексе проводится обширная реставрация, а в 1994 году, по инициативе правительства Чехии, церковь святого Яна Непомуцкого внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Витраж над входом. Фото с сайта www. zamek-zdar.eu

В настоящее время реставрация комплекса продолжается, кладбище, которого не было на плане Сантини, понемногу переносится за его пределы.

Церковь святого Яна Непомуцкого открыта для осмотра и сегодня, как и раньше, является одной из самых посещаемых достопримечательностей Чехии.

По инициативе епископа Брно, в порядке церковной реституции, паломническая церковь святого Яна Непомцкого до конца 2013 года должна вернуться в собственность Католической церкви.

Стоимость входного билета на одного взрослого – 90 чешских крон.

Официальный сайт (на русском языке): http://www.zelena-hora.eu/ru/







TEXT.RU - 100.00%

Комментариев нет:

Отправить комментарий